Выставка "От Камчатки до Фиджи"

В биографии А. Винокурова, пожалуй, нет ничего удивительного, если не считать, что он родился в краю, далеком от художественных центров, и смог пройти путь от мечтательного мальчика, дерзко решившего стать художником, до одного из ведущих мастеров Камчатки.

Родился Анатолий Фёдорович Винокуров 15 апреля 1933 года в  г. Елизово Камчатского края. У него было ничем не примечательное детство. Однако, Анатолий отличался от окружающих детей: его неустанно тянуло рисовать, все равно, углем или карандашом, лишь бы выводить разные узоры. В школе с удовольствием оформлял газету. В голове мальчика уже зрела мысль, пока еще не осознанная им до конца, - стать художником. 

В 1970 году в Петропавловске – Камчатском была организована отчётная выставка работ А. Винокурова, экспозицию которой, кроме плакатов, составили живописные и графические произведения: портреты, пейзажи, жанровые композиции. Выставка посвящалась 25-летию Победы над фашистской Германией. Это была первая на Камчатке выставка работ камчатского профессионального художника.

Во второй половине 1960-х годов А. Винокурова привлекла литография своим более живописным изобразительным языком: мягкостью переходов, глубокими тонами. Эта техника оказалась более приемлемой для создания портретных работ с их тонкой моделировкой образов. Художник начинает акцентировать внимание на человеке, максимально приближает образ к зрителю, вначале изображая героя во весь рост, затем останавливается на погрудной композиции.

В 1971 году между Союзами художников СССР и ГДР было заключено соглашение о проведении совместных выставок «ГДР – глазами советских художников» и «СССР - глазами немецких художников». В составе группы советских художников был А. Винокуров. Посещение промышленных районов, сельскохозяйственных кооперативов входило в цель поездки. Созданные там рисунки вошли в серию «По ГДР». Путешествуя по Монголии, художник создал работы, составившие серию «По Монголии». Большинство работ этих серий, выполненных карандашом, тушью, в манере путевых зарисовок, носят репортажный характер и рассказывают об успехах этих стран, достигнутых за годы социалистического строительства.

В 70-е годы в творчестве А. Винокурова портрет занимает ведущее место. Композиция портрета укрупняется, фон становится активным, линии мягче, художник не скрывает индивидуального, которое начинает даже превалировать над типическим. В портретных работах график стремится как можно шире отразить жизнь своего народа, его современный быт («Проводник», 1978), его творческое начало («Весна», 1978). Во второй половине 1970-х годов график обращается к созданию портретов представителей национальной интеллигенции («Портрет Т. П. Лукашкиной», 1978; «Портрет И. Жукова», 1978; Линография «Кукольники», 1978).

А. Винокуров – первый среди художников лауреат премии Камчатского комсомола. В 1973 году он был делегатом III съезда Союза художников РСФСР, а через год – IV съезда Союза художников СССР. А. Винокуров был избран членом правления Союза художников СССР. В 1977 году принимал участие в работе V съезда Союза художников СССР.

В 1982 году, на 50-м году своей жизни, Анатолия Фёдоровича Винокурова не стало.