Выставка "Челюскинцы в Петропаловске"

80 лет назад, в 1934 г.

Петропавловск-Камчатский встречал

участников полярной экспедиции О. Ю. Шмидта –

челюскинцев.

         Челюскинцы – участники советской научной экспедиции, совершавшие в 1933-1934 годах плавание на пароходе Челюскин, а также члены команды этого парохода.

          Основной задачей научной экспедиции было доказательство возможности прохождения Северного морского пути из Мурманска во Владивосток за одну морскую навигацию. Попутно челюскинцами проводилось всестороннее изучение зоны Северного морского пути – исследование климатических и метеорологических условий, флоры и фауны, уточнение береговой линии...

          Летом 1933 года научная экспедиция под руководством О.Шмидта на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска. Плавание шло успешно, но уже в конце пути, в Беринговом море, пройдя пять морей Ледовитого океана, «Челюскин» оказался зажат льдами.         

         13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами и затонул. Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца.

        28-го мая 1934 года в 11 вечера  «Смоленск» бросил якорь за мысом Сигнальным в Авачинской бухте.Вслед за «Смоленском» в Авачинскую губу вошел знаменитый легендарный  ледокол «Красин». Ледокол осуществлял вспомогательные работы по проводке пароходов «Сталинград» и «Смоленск» из бухты Провидение и доставке самолета М. Слепнева из Аляски в Петропавловск-Камчатский. В 1934 году «Красин» был направлен из Ленинграда через Панамский канал на помощь затертому во льдах грузовому пароходу «Челюскин». К тому времени все челюскинцы уже были сняты с льдины и находились в бухте Провидение. 

Торжественная встреча челюскинцев в Петропавловске-Камчатском состоялась на следующий день утром – 29 мая 1934 г.

        Утром 29-го к «Смоленск», «Сталинград», «Красин» снялись с якорей, и пошли к причалу. Навстречу  потянулись кильватером все катера порта, закружились самолеты, сбрасывавшие на «Смоленск» листовки с приветствиями героям летчикам и бесстрашным челюскинцам. На большом катере к «Смоленску» выехали руководящие работники области и города. Корабли  пришвартовались под звуки «Интернационала». Летчики и челюскинцы направились на площадь.

     От места причала до самой площади шпалерами был выстроен почетный караул пограничников.

    Встречать героев страны вышло все население города. Открылся митинг. Это не было обычное праздненство с обычным митингом. Это была встреча, восторженная, искренняя – встреча тех, кто показал на какую самоотверженность способны люди.

Ледокол «Красин» простоял в Петропавловске-Камчатском более двух месяцев. В 1934 году памятник Витусу Берингу был перенесен членами экипажа ледокола «Красин» в сквер по улице Ленинской.

За это время руками членов экипажа была отремонтирована школа, благоустроена улица Казначейская. Механики ледокола отремонтировали городскую электростанцию, судовые радисты усовершенствовали радиотрансляционную сеть. При участии красинцев был разбит парк на Никольской сопке.

За большую и отважную работу, проделанную красинцами в 1934 году экипаж ледокола «Красин» был занесен в «Почетную книгу Камчатки». Улица Казначейская была переименована в улицу Красинцев.