"Мои работы - это мои дети"

    Виктория Викторовна Крупина -Скульптор, живописец, график родилась 1 января 1935 года в селе Коренево Курской области. С 1949 по 1954 годы училась в Днепропетровском художественном училище им. Вучетича. В училище судьба свела ее с Александром Пироженко. После окончания училища Виктория поступила в Киевский художественный институт на отделение живописи. Здесь Виктория занималась в мастерской известного живописца народного художника СССР академика С. А. Григорьева и у В. Н. Костецкого. Параллельно живописи она факультативно посещала класс скульптуры И. В. Макогона.

     1955-1961 годы – время активной учебы и путешествий. В студенческие годы и особенно после окончания института В. Крупина и А. Пироженко много путешествовали  по Средней Азии, Карпатам, попросторам Белого и Баренцева морей. Этот неугомонный дух странствий, стремление все испытать стали для них жизненной необходимостью.

     С 1961 года Виктория Викторовна стала активным участником областных художественных выставок. В ее ранних живописных работах «Мариечка», «Отел» преобладает гуцульская тематика.

         С 1963 года В. Крупина работает в мастерских Художественного фонда УССР в городе Ровно.

    В 1965 году В. Крупина и А. Пироженко отправились на Северные Курилы, а затем на Камчатку. Полтора года прожили они в п. Тигиль, а затем в п. Палана. Много работали. В то время были написаны работы «Ведуньи» («Вулканологи»), «Говорит Москва» и многие другие.

          В 1966 г., в п. Палана впервые состоялась окружная отчетная выставка работ В. Крупиной и А. Пироженко, отразивших первые впечатления о Камчатке. Выставка  имела большой успех. Позже ее увидели жители г. Ровно и г. Львова.

        Второй приезд В. Крупиной и А. Пироженко в 1968 году примечателен участием их в этнографической экспедиции по северу Камчатки (с. Таловка – с. Манилы- вдоль Пенжинской губы – с. Парень и обратно) вместе с научным руководителем Ф. Тимохиной. Экспедиция выявляла народных мастериц, изучала особенности и взаимовлияние культур корякского и чукотского народов.

       В 1970 г. В. Крупина и А. Пироженко создают рельефы для Доски почета, в 1972 –роспись «Танец дружбы» в здании интерната в п. Палана. В 1979 г. В. Крупина создает диораму «Последний бой с белогвардейцами у п. Наяхана» в окружном краеведческом музее.

          За первой поездкой на Камчатку состоялась вторая, третья, а с 1977 года камчатская земля окончательно стала для нее второй родиной.  С этого года В. Крупина работает в Камчатских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР  в поселке Палана Тигильского района Корякского автономного округа.  И, как говорится, «вжилась» в эту суровую землю. Оформляет Окружной узел связи, зал заседаний окружного исполкома. В краеведческих музеях Камчатки создает диорамы, повествующие о жизни коряков-оленеводов, рыбаков, геологов, пограничников, участвует в создании первой коллекции сценических костюмов для Корякского национального ансамбля «Мэнго».

            Возможно, творчество В. Крупиной сложилось бы иначе, если бы не открыла она на камчатской земле удивительно скульптурное свойство каповых наростов камчатской березы. Особые его свойства – плотность, твердость, природная форма, цвет – на долгие годы покорили художника. Дерево стало одним из излюбленных материалов.

     Работая в дереве, гипсе, металле В. Крупина создала целую галерею портретов своих современников: портрет камчатского писателя Георгия Поротова, портрет передового пастуха совхоза «Паланский» Кирилла Адуканова.  В этих и других образах привлекает, прежде всего, характер героев.

    Теплая, живая фактура дерева помогает тонко подметить внешне сдержанную трепетность материнства, как в работе «Колыбельная Майи». В работах художника в полную силу звучит жанровое начало. Особый интерес в этом плане представляет диорама «Лесновский берег» в окружном музее. Повествуя языком пластики о жизни коряков в период заготовки уйка (мойвы), В. Крупина открыла для себя широкие возможности и оригинальные композиционные решения в скульптуре малых форм. Многие из ее лучших жанровых работ в малой пластике  - «Пластающая  нерпу», «Ожидание», «Охотники за нерпой» («Удачная охота»), «Чаевка» («Групповой портрет бригады оленевода КихляпаЭвкумье») – обязаны своим рождением «Лесновскому берегу».

       В 1977 году В. Крупина принята в Союз художников СССР, она является лауреатом премии им. Кирилла Килпалина, утвержденной в 1992 году Фондом компенсации (в пользу народов Севера) для художников, скульпторов графиков и фотографов, посвятивших свою жизнь пропаганде культуры народов Севера.

      Работы В. Крупиной находятся  в Камчатском краевом объединенном музее,  Камчатском краевом художественном музее, Корякском окружном краеведческом музее, в частных собраниях России и за рубежом

.


    Работы В. Крупиной находятся  в Камчатском краевом объединенном музее,  Камчатском краевом художественном музее, Корякском окружном краеведческом музее, в частных собраниях России и за рубежом.